На Западе всё чаще поднимают вопрос: стоит ли летать маршрутами, которые приносят доходы российской системе управления воздушным движением. Исследования показывают, что китайские авиакомпании, такие как China Eastern, China Southern и Xiamen Air, регулярно используют российское воздушное пространство на маршрутах из Европы в Азию.
Только через амстердамский аэропорт Схипхол они ежегодно платят России около 22 миллионов долларов — по 9400 долларов за рейс за сборы за пролёт.
В то же время европейским перевозчикам запрещено использовать российское небо из-за санкций. Им приходится лететь в обход — через Средиземное море, Ближний Восток или даже Атлантику. Это увеличивает расход топлива, время в пути, стоимость билетов и объём выбросов.
Таким образом, каждый пассажир, покупающий билет у китайской авиакомпании на прямой рейс через Россию, косвенно пополняет российскую казну. Это создаёт моральную дилемму для путешественников: выбирать ли более дешёвый и быстрый путь — или избегать маршрутов, приносящих доходы Москве.
Пока география и экономика диктуют свои правила: без пролёта над Россией прямые перелёты между Европой и Азией становятся значительно менее конкурентоспособными.